Vacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques: театр масок, воспевающий искусство древности

5 сентября 2017 | lumani.ru
Краткая история особенной часовой серии, собравшей на циферблатах 12 моделей уникальные образцы примитивного искусства народов Африки, Америки, Азии и Океании.
Vacheron Constantin Métiers d
Иногда часы становятся чем-то большим, чем утилитарный аксессуар для отображения времени. На циферблатах наручных моделей часов, давно ставших миниатюрной площадкой для творческих экспериментов часовых дизайнеров, порой находят воплощение столь необычные культурные артефакты, что только диву даешься. Одна из самых неординарных коллекций, которые встречаются в модельных рядах швейцарских часовых брендов – лимитированная серия Métiers d'Art Les Masques от Vacheron Constantin.

Собственно, это даже не одна, а целых 3 серии, выпущенные общим тиражом 300 экземпляров. Дизайнерская концепция часов построена вокруг ритуальных масок разных народов мира. Маски для проекта были отобраны из коллекции женевского музея Барбье-Мюллер, в которой представлены предметы примитивного искусства народов Африки, Америки, Азии и Океании.
Для так сказать «пилотной» версии модели из масочной коллекции была использована маска династии Ляо, созданная около 907 года н.э., миниатюрную копию которой дизайнеры поместили в центр циферблата, «отодвинув» часовые и календарные индикации на периферию. К сожалению, результат оказался далеко не таким впечатляющим, как ожидали разработчики. Фон композиции, украшенный гравировкой и эмалью, не только отвлек внимание от самой маски, но и визуально перегрузил циферблат. В итоге дизайнеры отказались от излишнего декора в пользу абсолютно прозрачного фона, напоминавшего о стеклянных шкафах-витринах, в которых маски выставлялись в музее. Прозрачный циферблат не только эффектно обрамлял каждую из отобранных масок, но и создавал завораживающий эффект парения маски над циферблатом.
Театр масок: Акт I
Первая серия Métiers d'Art Les Masques была представлена публике в рамках часового салона SIHH 2007. В серию вошли китайская погребальная маска периода династии Ляо (907- 1125 гг н.э); маска аляскинского племени тлинкитов (тлингитов), датируемая XIX веком; маска племени Этумби-Магонгве, обитающего в верховьях реки Ликуала (Конго) и маска с острова Ява, которую, вероятно, использовали в своих представлениях актеры индонезийского театра масок Ваянг-Топенг.
Внутри часов разместился оснащенный автоподзаводом калибр 2460G4, который команда специалистов Vacheron Constantin разработала для специальных моделей Métiers d'Art For Seasons, выпущенных к 250-летию бренда. Этот механизм существенно отличался от всего того, что предлагалось ранее в области создания часовых калибров. За отображение часовых показаний здесь отвечают четыре вращающихся диска, каждому из которых соответствует окошко трапециевидной формы, вынесенное на периферию циферблата. В верхних окошках отображаются часы и минуты, в нижних – дата и день недели. Оригинальное техническое решение развязало дизайнерам руки, оставив центр циферблата свободным для творческого маневра.
Калибр 2460G4Калибр 2460G4
Маневр, надо сказать, получился по-настоящему творческим. Для работы над созданием часов Vacheron Constantin привлекла французского поэта и прозаика Мишеля Бютора, который любезно предоставил мастерам бренда свои стихи в прозе. Идея часов с ритуальными масками настолько вдохновила француза, что некоторые из своих сочинений он специально для проекта переписал заново.

Выгравированные золотом строчки стихов расположены на циферблате таким образом, что это поэтическое послание можно прочитать только тогда, когда свет падает на циферблат под определенным углом. Такой эффект достигается благодаря использованию технологии вакуумной металлизации, при которой золотые буквы распыляются на основу из прозрачного сапфирового стекла.
Vacheron Constantin Métiers d
Одна из главных сложностей в процессе создания миниатюрных копий масок состояла в том, что необходимо было не только соблюсти оригинальные пропорции культурных артефактов, но и со скрупулезной точностью воспроизвести те отпечатки, которые оставило на масках само время. С помощью технологии 3D-моделирования инженерная команда Vacheron Constantin создала серию компьютерных макетов каждой маски и, объединив полученные планы, вычислила оптимальный для каждой из моделей угол установки маски на циферблат.
Vacheron Constantin Métiers d
Другим, весьма неожиданным препятствием для успешного завершения проекта стал выбор материалов. В идеале для соблюдения исторической правды следовало бы использовать то, что было дано в оригинале. Однако в оригинальных масках помимо различных пород дерева использовались медь, раковины моллюсков и даже настоящие человеческие волосы, и каждому из этих материалов пришлось по тем или иным соображениям искать замену.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000G-9295 (Аляска), белое золото
Казалось бы, чем может быть неудобно дерево. Едва ли не каждый год у того или иного часового бренда появляются часы с оригинальными композициями циферблатов, выполненными из крохотных кусочков древесины. Но одно дело деревянная мозаика и совсем другое – целая (пусть и миниатюрная) деревянная скульптура. Оказывается, сама структура древесины делает ее непригодной для подобного рода экспериментов.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000R-9297 (Индонезия), розовое золото
Отказ от человеческих волос на циферблате вполне понятен – их использование по умолчанию считается неэтичным. Что касается меди, материал неудобен тем, что со временем окисляется. Такое преображение не самого дешевого аксессуара понравится далеко не каждому.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000P-9296 (Конго), платина
В итоге выбор создателей серии пал на золото. Во-первых, золото – драгоценный металл, что само по себе говорит в его пользу. Во-вторых, оно легко поддается обработке. В-третьих, с честью выдерживает испытание временем. В том, насколько выбор золота оправдал себя, можно убедиться на примере китайской погребальной маски.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000J-9294 (Китай), желтое золото
Для этой маски было использовано желтое золото с кодом сплава 3N. Чтобы сымитировать на материале следы патины, мастерам Vacheron Constantin пришлось на некоторое время примерить на себя образы средневековых алхимиков. Вначале на золотую основу местами накладывали кусочки меди, затем им давали дойти до нужной кондиции под действием паров кислоты, после чего быстро покрывали лаком для предотвращения дальнейшего окисления.
Обработка меди парами кислотыОбработка меди парами кислоты
В 2008 году вышла вторая серия Métiers d'Art Les Masques, для которой были отобраны маски из Японии, Мексики, Габона и Папуа-Новой Гвинеи.

На модели с копией японской ритуальной маски второй половины XIX века изображен будда Амитабха или Амида-Нёрай – один из пяти Будд Мудрости, принимавший под свое покровительство всех искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Согласно одной из версий, лицо этого будды списано со статуи, расположенной у входа в храм Камакура в Японии.
Vacheron Constantin Métiers d
Керамическая маска эпохи майя (по результатам термолюминесцентного датирования – 100-800 гг н.э., Мексика) представляет собой фрагмент кадила, выполненный в виде портрета одного из индейцев майя. Несмотря на древность артефакта, можно заметить, что автор портрета старался предельно точно воспроизвести черты лица своего соплеменника. Часы с копией маски майя решены в оттенках коричневого, с которым идеально сочетается розовое золото корпуса.
Vacheron Constantin Métiers d
Пожалуй, самый интересный экземпляр этого часового сета – модель с копией маски из личной коллекции французского поэта Тристана Тцара. Маска, выполненная в виде двух соединенных между собой половинок сердца, входит в серию из 4 масок (три другие –маски гориллы, слона и антилопы), которые представители габонского племени квеле изготавливали к рождению мальчика.
Vacheron Constantin Métiers d
Маски олицетворяли собой природу и сопровождали человека во время обрядов инициации. Будучи чаще всего слепыми, эти маски, вероятно, не предназначались для того, чтобы скрывать лицо во время ритуального танца и во время обрядов просто украшали ритуальные постройки или держались в руке.
Vacheron Constantin Métiers d
Маска, представляющая примитивное искусство народов Папуа – Новой Гвинеи, объединяет антропоморфные и зооморфные черты. Длинный нос «маски» напоминает клюв птицы или хоботок насекомого. Выпуклости с отверстиями в районе ушей вероятнее всего предназначались для фиксации маски на лице.
Vacheron Constantin Métiers d
Эта маска – олицетворение злого духа предков, одна из главных функций которого во время обряда посвящения во взрослую жизнь проглотить юношу и вернуть его назад уже взрослым человеком. До прихода на эти земли Белых людей молодые представители племени квеле таким образом не только отделялись от мира женщин (матерей), но и создавали тесную связь с духами предков, олицетворявшими мужское начало.
В третьей серии «масок» мастера Vacheron Constantin вновь обратились к древним культурам Океании, Мексики, Китая (Тибета) и Габона, найдя в них новые поводы для вдохновения.
Vacheron Constantin Métiers d
Одна из масок (Индонезия, остров Ломбок, племя сасаков) изображает удивленное лицо старика с характерными морщинами на лбу и в районе скул. Подобный персонаж регулярно появлялся в постановках балийского театра масок Вайянг Топенг. Во время спектакля актеры театра вынуждены были хранить молчание: маски на лице им приходилось удерживать зубами, закусив кожаные ремни, натянутые в районе рта. Повествование в таких постановках вели специальные рассказчики и певцы.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000G-9399 (Индонезия), белое золото
В заключительной серии часов на тему ритуальных масок разных народов мира использована загадочная тибетская лицевая маска (Zangs-’Bag), датируемая XVI-XVII веками. Собственно, маской это можно назвать весьма условно. Черты человеческого лица здесь угадываются по расположенному в центре носу, который, надо сказать, изображен весьма натуралистично. Контуры лица образует полоска металла, искусно украшенная золотыми арабесками. Подобные маски использовали монахи-желтошапочники из секты Гелугпа во время исполнения ритуальных танцев, связанных с культом Колеса Времени Калачакра.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000J-9400 (Тибет), желтое золото
Мексиканская базальтовая маска периода культуры Мескала изображает условное человеческое лицо с достаточно абстрактной верхней частью и более реалистичной нижней. Народ мескала известен своим обычаем хоронить умерших в той земле, на которой располагается жилище. Согласно обычаю, связанному с древним культом мертвых, места таких захоронений отмечались небольшими скульптурами из поделочного камня, выполненными в виде головы с лицом человека, изображением животного или маски.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000P-9401 (Мексика), платина
Маска Ngontang (племя фанг, Западный Габон), использовалась в ритуальных танцах для защиты поселения от колдовства и прочих вредящих людям манипуляций. Использование маски связывают с культом предков Бьери. Маска выполнена из мягкой древесины и покрыта глиной белого цвета, который в культуре народа Фанг, как, собственно, и в культурах других народов Африки, связан с духом мертвых.
Vacheron Constantin Métiers dVacheron Constantin Métiers d'Art Les Masques ref. 86070/000R-9402 (Габон), розовое золото
В 2009 году вся коллекция Métiers d'Art Les Masques (12 моделей, выпущенных тиражом 25 экземпляров каждая) была показана в нью-йоркском Метрополитен-музее в рамках выставки «A legacy of collecting: African and Oceanic Art from the Barbier-Mueller Museum, Geneva».

Тематические материалы

Все права защищены, любое копирование информации возможно только с согласия администрации сайта. Обязательным условием заимствования материалов является указание ссылки на наш сайт в качестве источника. Ссылка должна быть открыта для индексации поисковыми системами. Некоторые видео и изображения, которые мы размещаем, находятся в свободном доступе в сети Интернет. Если Вы являетесь владельцем прав на то или иное видео / изображение и выражаете свое несогласие с размещением данного материала на страницах нашего проекта, сообщите нам об этом и мы удалим его.