Вихрь двух столетий: история турбийона

18 октября 2017 | lumani.ru
Зачем великий Бреге создал турбийон, почему швейцарские часы с турбийоном такие дорогие и за сколько можно купить турбийон сегодня? Это лишь часть вопросов, ответы на которые вы найдете в нашей статье.
Вихрь двух столетий: история турбийона
С момента создания на рубеже XVIII-XIX веков и до сегодняшнего дня турбийон прошел путь от малопонятной диковины, которая не пользовалась особым интересом у публики, до одного из самых статусных усложнений в моделях категории «высокое часовое искусство». И если в период с 1808 по 1986 годы было выпущено менее 700 моделей часов с турбийоном, то сегодня примерно столько же (если не больше) производится за год. Чем же объяснить возрождение интереса к детищу Авраама-Луи Бреге, которое часовой мир наблюдал 30 лет назад, и какими путями идет развитие турбийона в наши дни?

Для чего Бреге создал турбийон?

Учитывая тот факт, что во времена господина Бреге часы не отличались особой точностью хода, уже за одну попытку как-то улучшить ситуацию мэтру стоило бы сказать спасибо. Тем более, что сделать это он придумал весьма нетривиальным способом: установил систему баланс-спираль и детали спуска на закрепленную на секундном колесе платформу, которую заставил вращаться вокруг собственной оси со скоростью 1 оборот в минуту. Такая техническая уловка по расчетам Бреге должна была обмануть закон всемирного тяготения, проще говоря, земное притяжение, которое, как заметил мастер, не лучшим образом сказывается на том, что показывают часы.
Экспериментальный турбийон А.-Л. БрегеЭкспериментальный турбийон А.-Л. Бреге
Принцип работы турбийона заключался в следующем: при вращении платформы узел баланс-спираль меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля, из-за чего частота колебаний баланса то снижается, приводя к отставанию часов, то увеличивается, заставляя стрелки идти быстрее. За один оборот платформы спешка и отставание часов взаимно компенсируются, а погрешность хода сводится к нулю.

Решение, предложенное Бреге, предназначалось в основном для карманных часов, которые обычно пребывали в вертикальном положении. Регулятор хода, названный турбийоном и запатентованный мастером в 1801 году, заставлял спуск и баланс вращаться во всех возможных вертикальных положениях, чтобы максимально скомпенсировать позиционные погрешности хода.

В силу большой сложности в изготовлении и как следствие потенциальной дороговизны часов при жизни Бреге турбийон заинтересовал только самых искусных часовых мастеров и падких на диковины богатых клиентов.

От забвения до грандиозного успеха

Очень быстро выяснилось, что изобретение Бреге вовсе не устраняет проблему неточного хода под воздействием гравитации, а лишь маскирует ее. В случае с карманными часами обмануть гравитацию получалось только тогда, когда часы на протяжении дня неоднократно меняли положение. Для настольных или настенных часов «вихрь» (так принято переводить слово tourbillion с французского) и вовсе был бесполезен, поскольку такие часы вообще почти не меняли положение в пространстве. Кроме того, дополнительные детали в механизме создавали лишнюю нагрузку на заводную пружину, забирая у механизма драгоценную энергию. И если коллеги мастера первое время воздерживались от активной критики его детища, отдавая должное авторитету Бреге, то к концу XIX века, за турбийоном окончательно закрепилась репутация чересчур сложного и по сути бесполезного устройства. О том, насколько непопулярным был турбийон на заре своей истории, говорит хотя бы тот факт, что до своей смерти (1823 год) Бреге успел создать только 35 экземпляров часов, оснащенных турбийоном.

В 1895 году датский часовой мастер Бане Бенниксен в некотором роде упростил изобретение Бреге, предложив в качестве альтернативы турбийону так называемую «карусель». Этот регулятор работал по похожему принципу, но был в разы проще по исполнению, хотя и вращался не так быстро и зрелищно, как его предшественник. Один оборот карусель Бенниксена совершала за 52 минуты 30 секунд.
Baselworld 2014: Blancpain Villeret Carrousel MoonphaseBaselworld 2014: Blancpain Villeret Carrousel Moonphase
Возможно, турбийон так бы и сгинул в анналах часовой истории, если бы не креативная находка саксонца Альфреда Хельвига, который заставил изобретение Бреге «летать», вернее парить. В 1927 году мастер предложил конструкцию, в которой каретка турбийона, обычно зафиксированная сверху и снизу мостами, опиралась только на нижний мост. За счет отсутствия верхнего моста у того, кто наблюдал за вращениями турбийона, создавалась иллюзия, будто ажурная каретка парит в воздухе.
SIHH 2017: IWC Da Vinci Tourbillon Rétrograde Chronograph с парящим турбийономSIHH 2017: IWC Da Vinci Tourbillon Rétrograde Chronograph с парящим турбийоном
Небольшой всплеск интереса к находке Бреге поддержали, правда, ненадолго, первые наручные модели с турбийоном, созданные компаниями Lip и Omega. Позднее кварцевый бум 70-х, 80-х годов заставил «вихрь» совсем утихнуть: пытаясь остаться на плаву, те немногие компании, которые производили часы с турбийоном, на какое-то время совсем отказались от выпуска моделей с дорогостоящими усложнениями.

Несмотря на совсем не радужную перспективу навсегда остаться не самым удачным экспериментом гения и тихо-мирно отойти в историю, турбийон оказался на удивление живучим. Как только схлынула мощная кварцевая волна, а мир потихоньку оправился от нефтяного кризиса и затянувшейся холодной войны, людям вновь захотелось комфорта. Мирное небо над головой и неуклонно растущее благосостояние позволяло задуматься о том, чтобы вещи, составляющие основу этого комфорта, были не только практичными и функциональными, но и демонстрировали статус владельца. И тут часовщики вспомнили об изобретении великого Бреге. Турбийон идеально подошел на роль красивой и дорогой игрушки. С одной стороны, он не претендовал на звание чуда технической мысли, а просто радовал глаз вечным как сама жизнь движением. С другой – еще со времен Бреге за ним закрепился почти мистический ореол этакого победителя законов физики.

Одной из первых ставку на внешнюю эффектность подзабытого было турбийона сделала компания Audemars Piguet. В 1986 году марка представила наручные часы с турбийоном, которые помещались в ультратонкий корпус модной в то время прямоугольной формы. Миниатюрную каретку турбийона для этих часов изготовили из легкого титана и поместили в механизм с автоподзаводом, толщина которого насчитывала всего 2,7 мм. Помимо ультратонкого формата модель привлекала и другой «фишкой». Окошко, позволявшее наблюдать за вращениями турбийона, располагалось в непривычном даже по сегодняшним меркам месте – на позиции «11 часов».
Ультратонкий турбийон Audemars Piguet с автоподзаводом, 1986 годУльтратонкий турбийон Audemars Piguet с автоподзаводом, 1986 год
Не успел турбийон вернуться на часовой рынок, как производители тут же стали задумываться о том, чем еще удивить потенциальных клиентов, с интересом следивших за завораживающими вращениями непонятной штуковины внутри часов. В 1990 году компания Blancpain выпустила модель 1735, в которой с турбийном соседствовало сразу несколько усложнений: вечный календарь с индикатором лунных фаз, минутный репетир и сплит-хронограф.
Blancpain 1735 Grand Complication. Турбийон размещен на обратной стороне часовBlancpain 1735 Grand Complication. Турбийон размещен на обратной стороне часов
В 1991 году Audemars Piguet напомнила всем о триумфальном дебюте своего наручного турбийона, усложнив его вечным календарем и индикацией запаса хода.

В 1993-м турбийон в свой модельный ряд, добавила компания Jaeger-LeCoultre, использовав для этого культовые Reverso.
Первая модель Reverso с турбийоном, 1943 годПервая модель Reverso с турбийоном, 1943 год
В 1994-м компания Omega удивила публику, поместив турбийон прямо в центре циферблата. Вместо традиционных стрелок, от которых по понятным причинам пришлось отказаться, создатель модели Доминик Луазо предложил использовать вращающиеся диски. Внимание к турбийону здесь привлекало не только его необычное расположение (на сегодняшний день Omega – единственная швейцарская марка люксового сегмента, выпускающая часы с центральными турбийонами), но и оригинальный мост механизма, выполненный в виде логотипа Omega.
Вихрь двух столетий: история турбийона

Турбийоны третьего тысячелетия

Учитывая тот факт, что с функциональной точки зрения турбийон для наручных часов мало полезен, эволюция усложнения могла идти только двумя путями: повышения градуса зрелищности или понижения стоимости. В начале третьего тысячелетия эксперименты в области создания турбийонов сосредоточились на зрелищности усложнения.

Одним из самых нестандартных в этом плане путей пошел Франк Мюллер, предложивший покупателю время от времени избавлять турбийон от оков корпуса. В первых часах серии Revolution простым нажатием на кнопку турбийон извлекается из недр механизма так, что ничто не мешает следить за его вращениями. На время этого завораживающего моноспектакля механизм не прекращает работать. При этом стрелки на циферблате замирают на отметке «12 часов» и возвращаются на нужные позиции, как только хозяин часов натешится зрелищем и вернет турбийон в корпус повторным нажатием на кнопку.
Frank Muller Revolution 1Frank Muller Revolution 1
Тот же Франк Мюллер первым заставил турбийон вращаться по двум осям, реализовав в наручных часах идею, которую для карманных моделей запатентовал около 40 лет назад англичанин Энтони Ренделл. Традиционная для турбийона каретка с 60-секундным периодом вращения в модели Revolution 2 помещена в другую каретку, скорость вращения которой составляет один оборот каждые 8 минут, при этом 60-секундный турбийон вращается в горизонтальной плоскости, а 8-минутный – в вертикальной. Отслеживать время вращения обеих кареток можно по двум ретроградным шкалам, расположенным по обе стороны от окошка турбийона.
Frank Muller Revolution 2Frank Muller Revolution 2
В 2004 году общественность потрясла необычная новинка от компании Greubel & Forsey. Особенностью модели Quadruple Differential Tourbillon стал механизм с двумя двойными турбийонами, работу которых суммировал сферический дифференциал, соединявший модули турбийона с колесной передачей.
Greubel & Forsey Quadruple Differential Tourbillon Greubel & Forsey Quadruple Differential Tourbillon
Переплюнуть Greubel & Forsey дерзнул только Джейкоб Арабо, уместивший в одной из версий модели Five Time Zone сразу 5 механизмов с турбийонами.

Далее эволюция турбийона продолжила идти по пути совершенствования конструкции, а вместе с ней и технической составляющей усложнения. Турбийоны стали вращаться не только в двух, но и в трех плоскостях, каретку предложили наклонить под углом к механизму, объясняя это тем, что такое положение добавит часам точности, а в какой-то момент и вовсе лишили ее всех точек опоры, представив изумленной публике так называемый «мистический» турбийон.
Вихрь двух столетий: история турбийона
Мистические турбийоны стали своего рода специализацией марки Cartier, которой удалось создать иллюзию полного отрыва турбийона от механизма часов. Эффект зависания вращающейся каретки в воздухе здесь создается благодаря использованию прозрачного сапфирового диска, на котором закреплена конструкция.

Стоит отметить, что привлекательности турбийону добавляют и более простые маневры производителей. Несмотря на миниатюрные размеры «вихрь» периодически становится полем для разного рода экспериментов с декором. На мостах и каретке нередко можно увидеть гравировку, инкрустацию драгоценными камнями и даже роспись эмалью. Часы с турбийонами становятся настоящими артобъектами. Достаточно вспомнить новинку 2016 года – модель RM 68-01 Cyril Kongo Tourbillon от Richard Mille, в которой турбийон стал частью граффити-инсталляции известного уличного художника Сирила Конго.
Richard Mille RM 68-01 Cyril Kongo TourbillonRichard Mille RM 68-01 Cyril Kongo Tourbillon
Эффектный внешний вид современному турбийону во многом обеспечивает скорость вращения каретки. В большинстве случаев на один оборот каретки уходит от традиционной одной минуты, до невероятных 12 часов. Но все-таки нельзя не признать, что чем больше скорость, тем больше действие турбийона становится сродни волшебному гипнозу. Звание самого быстро в мире турбийона разделили между собой часы Tag Heuer MikrotourbillonS и модель Franck Muller Thunderbolt 5 Second Tourbillon.

В первом случае часы оснащены двумя турбийонами. Один из них связан с механизмом часов и вращается с вполне обычным минутным интервалом, а вот второй работает в связке с механизмом хронографа, запускается только при активации последнего и выделывает сумасшедшие кульбиты каждые 5 секунд.
Tag Heuer MikrotourbillonS Tag Heuer MikrotourbillonS
Турбийон Франка Мюллера тоже 5-секундный, энергией его снабжают сразу 4 заводных пружины, а запаса хода в модели хватает на 60 часов.
Franck Muller Thunderbolt 5 Second Tourbillon

Турбийон: цена вопроса

Если часы оснащены турбийоном, значит, жди заоблачной цены. Эта аксиома не требовала доказательств, как во времена Бреге, так и еще лет 20 назад. Однако с ростом популярности усложнения и увеличением количества марок, выпускающих часы с турбийонами, в последние годы наметилась тенденция к снижению их стоимости.

Еще в 2001 году компания Swatch выпустила ограниченную серию турбийонов Diaphane One, презентация которых была приурочена к открытию парижского бутика марки на Вандомской площади. Часы предлагалось приобрести за 2222 евро, и купить их можно было только в том самом бутике в Париже. За несколько лет до турбийоного дебюта Swatch относительно доступные часы с турбийоном предложила швейцарская фирма Progress. Иначе говоря, тенденция к удешевлению швейцарских турбийонов наметилась больше 15 лет назад. Отсюда закономерно возникает вопрос: если можно найти швейцарские часы с турбийоном за 2 000 – 3 000 евро, откуда же у изобретения Бреге взялась репутация одного из самых дорогих усложнений?
Swatch Diaphane One Caroussel TourbillionSwatch Diaphane One Caroussel Tourbillion
Ввиду того, что вращения каретки забирают огромное количество энергии, съедая запас хода часов, разработчикам приходится идти на определенные хитрости, чтобы снизить энергозатраты. В частности, для изготовления модуля турбийона используются сверхлегкие материалы, такие как титан, алюминий или специальные сплавы. Как результат, современные турбийоны насчитывают в среднем от 40 до 90 деталей и весят буквально десятые доли грамма. Другими словами, конструкция получается крохотная и очень легкая, а значит и хрупкая. Чтобы собрать турбийон, идеально подогнав микроскопические детали друг к другу, требуется хирургическая точность. Несмотря на то, что со времен Авраама-Луи Бреге прогресс, в том числе и в часовом деле, шагнул далеко вперед, на изготовление и сборку одного турбийона уходит несколько недель, а иногда и месяцев. Квалифицированные швейцарские мастера, коих сегодня насчитываются единицы, за свой труд берут немало. Неудивительно, что содержать в штате высококлассных специалистов по турбийонам могут себе позволить далеко не все компании даже из числа признанных швейцарских грандов. Собственными силами турбийоны выпускают Patek Philippe, Chopard, Girard-Perregaux, Omega, Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Franck Muller, F. P. Journe и некоторые другие марки. Остальные производители «вихрей» заказывают механизмы с турбийоном на стороне. Благо в Швейцарии вполне достаточно компаний, которые специализируются именно на выпуске турбийонов для продажи другим маркам. В частности, швейцарцы закупают турбийоны у таких компаний, как Renauld&Papi (входит в состав Audemars Piguet, работает с Richard Mille, Vacheron Constantin, и другими компаниями), Frederic Piguet (сотрудничает в основном с Blancpain), La Joux Perret (Chanel), Cristophe Claret (Ulysse Nardin, Cartier, Corum, Harry Winston, Bovet, и др).
Tag Heuer Carrera Heuer-02TTag Heuer Carrera Heuer-02T
Независимо от того, выпускают ли швейцарские марки свои турбийоны или снабжают их механизмами, купленными на стороне, удешевлять часы с турбийонами швейцарцы не стремятся. Ценовой сегмент с планкой в 2 000 – 3 000 застолбили за собой китайцы, которые и не претендуют на лавры продукта с маркировкой Swiss made. Нижнюю ценовую границу в люксовом сегменте обозначила компания Tag Heuer, которая в 2016 году представила публике часы Tag Heuer Carrera Heuer-02T с парящим турбийоном стоимостью около 15 000 CHF. Вряд ли эта граница опустится ниже. По-крайней мере до того момента, пока швейцарские умельцы не предложат турбийону более демократичную альтернативу, не уступающую «вихрю» Бреге ни по красоте, ни по филигранности исполнения.
Тематические категории

Тематические материалы