Искусство камеи в часах Breguet

31 октября 2017 | lumani.ru
Breguet – единственная компания, практикующая отделку часов и ювелирных украшений морскими раковинами с гравировкой ручной работы.
Искусство камеи в часах Breguet
Любые часы марки Breguet заслуживают право называться уникальными. Эксклюзивность каждой модели подтверждается индивидуальным номером, который проставляется на корпусе часов. Этой практике швейцарский часовой бренд не изменяет с тех самых пор, как в 1775 году отец-основатель компании Авраам-Луи Бреге открыл мастерскую на Часовой набережной (Quai de l’Horloge) в Париже. Однако есть в часовой коллекции Breguet модели, неповторимую индивидуальность которых подчеркивает отнюдь не номер на корпусе, а редчайшая декоративная техника с красивым названием камея. Под словом камея скрывается ручная гравировка на морских раковинах. В уникальной технике декорированы некоторые модели из коллекции Reine de Naples, в частности модель Reine de Naples Camée, где камея украшает собой циферблат и модель Secret de la Reine, где вырезанная в технике камея роза выполняет функцию декоративной крышки, скрывающей циферблат от посторонних глаз.
Искусство камеи в часах Breguet
Искусство барельефной гравировки на драгоценных и полудрагоценных камнях (гравировка на морских раковинах – разновидность камеи) известно со времен Античности. В Греции найдены камеи, которые датируются ни много ни мало III веком до н.э. Самым древним из дошедших до наших дней артефактом с камеей считается Фарнезская чаша работы неизвестного автора (коллекция Национального археологического музея Неаполя).
Искусство камеи в часах Breguet
На протяжении веков популярность камеи сменялась периодами забвения. Возрождение интереса к старинной декоративной технике (в частности к камее на морских раковинах) наблюдалось в период правления королевы Виктории. Говорят, что ее Величество настолько любила вещи, декорированные в технике камея, что по торжественным случаям надевала не одно, а сразу несколько украшений. Известной любительницей украшений с камеей была и русская императрица Екатерина II. Огромный спрос, которым пользовалась камея в викторианской Англии, способствовал расцвету этого вида искусства. Сегодня, как и полторы сотни лет назад, мастера, практикующие технику камеи на морских раковинах, трудятся в местечке Торре-дель-Греко, расположенном где-то у подножия Везувия. Именно оттуда родом мастера-граверы, работавшие над созданием часов Breguet.
Искусство камеи в часах Breguet
Для работы в технике камея используются разные виды морских моллюсков, но наиболее изящные вещи выполняются на раковинах касисов («мадагаскарских шлемов»), которые иногда называют «шлемом императора». Не стала исключением и камея на часах Breguet.

К слову, научное название моллюска может создать ненужную путаницу: местом обитания этой ракушки считается вовсе не Мадагаскар, а Атлантический океан, точнее, побережье Флориды. Кассисы ценятся не только за большие габариты, но и за особенную окраску с красивыми контрастами оттенков: под верхним молочно-белым слоем панциря, как правило, скрываются слои более темных цветов, что позволяет создавать красивейшие композиции со светлым рисунком на темном фоне.
Искусство камеи в часах Breguet
Как было сказано выше, искусство камеи тесно связано с итальянским местечком Торре дель Греко, где секреты старинной ремесленной техники нередко передаются из поколения в поколение внутри одной семьи. Камея на часах Breguet – работа творческого дуэта отца и сына, Паскуале и Фабио. Старший, Паскуале, выучился ремеслу резчика у великого мастера камеи Джузеппе Скиаланга (1889 – 1960), в ученики к которому поступил в возрасте 7 лет. Что касается его сына Фабио, секреты древней техники он постигал в Академии искусств Неаполя. До сотрудничества с Breguet отец и сын получили известность, благодаря камее, вдохновленной легендарной картиной Ботичелли «Три Грации», которую сегодня можно увидеть в галерее Уфицци.
Искусство камеи в часах Breguet
Паскуале и Фабио открыли мастерскую на южном склоне Везувия, и с тех пор Фабио посвящает свое рабочее время исключительно часам Breguet, в то время как его отец занимается и другими делами. Если раньше материал для работы мастерам поставляли неаполитанские моряки, то сегодня высококачественные морские раковины, в частности раковины касисов закупают за границей оптовые торговцы, которые продают товар граверам партиями по 50-100 штук. Раковины никогда не подвергаются какой бы то ни было обработке, а перед тем, как поступить в распоряжение мастера, сушатся естественным путем на бамбуковых стеблях. Процесс сушки, которая проходит на открытом воздухе, занимает от 12 до 18 месяцев.
Искусство камеи в часах Breguet
На первом этапе работы мастера тщательно осматривают каждую раковину на предмет наличия пятен и мелких трещин, оставляя только безупречные с их точки зрения экземпляры. Затем в отобранных раковинах намечаются те части, которые могут стать основой для циферблата. Так как одна раковина обычно дает материал для двух циферблатов или цветков, контуры будущего циферблата сначала намечаются карандашом прямо на поверхности раковины. На следующем этапе мастер вырезает заготовку при помощи циркулярной пилы, тщательно обрабатывая края.
Искусство камеи в часах Breguet
Давайте разберем особенности работы гравера на примере модели Reine de Naples Camée. На циферблате часов вырезан подсолнух, впалая сердцевина которого служит местом крепления стрелок. Работа начинается с прорисовки контуров цветка, после чего при помощи различных инструментов вырезаются детали. В процессе работы гравер затрагивает несколько слоев раковины, каждый из которых уникален по оттенку, прозрачности и расположению по отношению к другим слоям раковины. Сочетание различных нюансов цвета и деталей композиции делает каждую камею непохожей на другие. Как только работка с камеей закончена, по заранее оставленным меткам определяется местоположение часового механизма.
Breguet Reine de Naples CaméeBreguet Reine de Naples Camée
Помимо часов компания Breguet использует камею в отделке ювелирных украшений. В коллекции бренда можно найти восхитительные серьги, кольца, браслеты, колье и кулоны, в которых камея образует восхитительные в своем многообразии ювелирные комбинации с жемчугом и золотом.
Тематические категории

Тематические материалы

Все права защищены, любое копирование информации возможно только с согласия администрации сайта. Обязательным условием заимствования материалов является указание ссылки на наш сайт в качестве источника. Ссылка должна быть открыта для индексации поисковыми системами. Некоторые видео и изображения, которые мы размещаем, находятся в свободном доступе в сети Интернет. Если Вы являетесь владельцем прав на то или иное видео / изображение и выражаете свое несогласие с размещением данного материала на страницах нашего проекта, сообщите нам об этом и мы удалим его.