Jaquet Droz

Пьер-Жаке Дро (1721-1790)Пьер-Жаке Дро (1721-1790)
Основатель часового дома Jaquet Droz Пьер Жаке Дро родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон в окрестностях Ла-Шо-де-Фона. Интерес к миру часового искусства и точной механики Пьеру привили старшие родственники, выходцы из семей Брант-ди-Гриерен, Сандос и Робер.

Будучи еще совсем юным, молодой человек полностью посвящает себя часовому делу. В период с 1738 по 1747 год он изготавливает серию напольных часов, механизмы которых от раза к разу становятся все сложнее и неизменно превосходят по качеству все, что было создано ранее. Залогом профессионального роста молодого мастера становятся его несомненный талант, педантичность и упорство, помноженные на умелое применение техники часового производства. Они же, в конце концов, приводят к тому, что Пьер Жаке Дро усложняет свои часы музыкальными механизмами с движущимися фигурками-автоматонами, которые привлекут к мастеру состоятельных клиентов и впоследствии станут визитной карточкой марки Jaquet Droz.

Обеспечив себе авторитет в часовой сфере, в 1750 году Пьер решает жениться. Его избранницей становится Марианна Сандос, которая подарит мастеру двух детей: дочь Жюли (1751) и сына Анри-Луи (1752). Семейное счастье продлится недолго: в 1755 году жена и дочь Пьера Жаке-Дро умирают, а мастер целиком и полностью уходит в работу, так никогда и не женившись снова.
Часы «Пастух», созданные для испанского королевского двораЧасы «Пастух», созданные для испанского королевского двора
Вскоре судьба дарит Пьеру встречу, которая полностью изменит его жизнь. Мастер знакомится с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который советует Пьеру показать свои работы в Испании, где Марешаль обещает составить ему протекцию при дворе. Воодушевленный поддержкой губернатора, в 1758 году Пьер вместе с зятем и своим помощником Жаком Жеврилем сам проектирует повозку для поездки, которую оснащает 6 моделями маятниковых часов. В Испании мастера ожидает оглушительный успех. Спустя несколько месяцев после отъезда из Швейцарии Пьер Жаке Дро получает разрешение представить свои часы королю Фердинанду VI.

По легенде среди часов, изготовленных Пьером Жаке-Дро для испанского королевского двора, был один очень любопытный механизм. Композиция часов включала фигуру в черном, собаку и пастуха с корзиной яблок. Когда механизм начинал звонить, пастух играл мелодию на флейте, а пес радостно подбегал к хозяину. Заметив заинтересованность короля, Пьер Жаке-Дро уточнил, что приветливость пса – меньшее из его достоинств. Мастер попросил монарха прикоснуться к одному из яблок в корзине пастуха, чтобы увидеть всю преданность животного. Стоило королю дотронуться до яблок, как собака тут же начала так громко лаять, что любимый пес короля, который в этот момент находился рядом с хозяином, залаял в ответ. Ни секунды не сомневаясь в том, что перед ними чистой воды колдовство, изумленные придворные дамы тут же поспешили удалиться, оставив своего монарха в компании часового мастера и министра военно-морского флота. На этом история не закончилась. Когда Его Величество Фердинанд VI пожелал спросить у фигуры в черном, который час и не получил ответа, Пьер-Жаке Дро остроумно заметил, что этот человек еще не успел выучить испанский. Через несколько дней мастер получил щедрый гонорар в 2000 золотых пистолей: король скупил все привезенные им часы для своих дворцов в Мадриде и Вилависиозе.
Анри-Луи Жаке ДроАнри-Луи Жаке Дро
В 1759 году, вернувшись в Ла-Шо-де-Фон, Пьер-Жаке Дро использует полученные деньги для производства часов, в том числе своих знаменитых автоматонов. В работе мастеру помогают сын Анри-Луи и приемный (как считал сам Жаке-Дро) сын Жан-Фредерик Лешо, которого мастер принял как родного после смерти его матери. Творческий союз Жаке-Дро и Лешо выпустит на рынок серию сложно устроенных кукол, апофеозом которой станут 3 куклы-автоматона (Каллиграф, Художник и Музыкант), представленные в Ла-Шо-де-Фоне в 1774 году. Бешеный успех последних откроет им дорогу за пределы Ла-Шо-де-Фона, сначала в Женеву, а затем в Париж, где в 1775 году куклы сначала будут представлены королю Франции Людовику XVI, после чего удивят крупнейшие монаршие дворы Европы, в том числе Лондон, Голландию и Фландрию. Вернувшись во Францию, куклы Пьера Жаке-Дро еще дважды будут представлены в Париже (в 1783 и 1784 годах), затем в Лионе, после чего вновь отправятся покорять Европу, где будут представлены при российском императорском дворе, в Казани, Мадриде и других уголках мира. Примечательно, что мастер создавал кукол прежде всего с целью привлечь внимание к своим часам.
Самые известные автоматоны Пьера Жаке-ДроСамые известные автоматоны Пьера Жаке-Дро
Самый сложный автоматон этой серии – кукла Каллиграф (Писарь, Пишущий мальчик), завершенная в 1772 году. Она представляла собой сложное устройство с программируемой памятью (чтение), собранное из 6000 деталей. По замыслу мастера Каллиграф способен написать текст длиной до 40 букв. Текст закодирован на колесе, буквы на котором выбираются последовательно. При написании текста мальчик использует гусиное перо, которое периодически обмакивает в чернильницу и время от времени встряхивает, чтобы в тексте не появились кляксы.
Автоматон КаллиграфАвтоматон Каллиграф
Своего Художника Пьера Жаке-Дро создал в 1773 году. В арсенале маленького живописца были 3 картинки: портрет Людовика XV с любимым псом монарха, Людовик XVI с супругой Марией-Антуанеттой и купидон, который управляет колесницей, запряженной бабочками. Кукла собрана из 2000 деталей, слаженная работа которых наделяет Художника способностью ерзать на стуле и сдувать пылинки с карандаша.
Автоматон ХудожникАвтоматон Художник
Автоматон Музыкант (а точнее Музыкантша) – это девушка, которая играет на органе, созданном по специальному заказу и состоящем из 24 труб. Во время игры кукла имитирует не только движение пальцев по клавишам органа, но даже дыхание и движение глаз. В репертуаре Музыкантши 5 мелодий, которые были написаны Анри-Луи Жаке-Дро.
Автоматон МузыкантАвтоматон Музыкант
В 1774 году Пьер-Жаке Дро принимает решение открыть мастерскую в Лондоне, который в то время уже был крупным торгово-промышленным центром. Управление лондонским филиалом мастер доверяет сыну Анри-Луи. Из-за чрезмерной занятости в поездках Анри-Луи передает часть своих обязанностей Жану-Фредерику Лешо. В это время Лешо уже сотрудничает с домом Джеймса Кокса, чьи представители в китайском Гуанчжоу выводят Жаке-Дро на рынок Дальнего Востока, на долгие годы обеспечив компании клиентуру в Китае, Индии и Японии. Любопытный факт: марка Jaquet Droz стала первым часовым брендом Европы, который импортировал свои часы в Запретный город. Правившего в то время императора Цяньлуна просто очаровали часы Пера Жаке-Дро (за 10 лет марка отправила в Поднебесную более 600 моделей). Особый интерес у императорских мандаринов вызывали механические часы и автоматоны из Старого Света, которые сегодня бережно хранятся в музее императорского дворца.
В 1783 году руководство лондонским представительством компании, расположенным в знаменитом Барлетт-Билдинг переходит к новому партнеру Жаке-Дро, Анри Майарде. Сам мастер вместе с сынгом осуществляет общее руководство производственным процессом (часовыми мастерами, граверами, ювелирами, эмальерами, художниками и музыкантами) и определяет коммерческую и административную стратегию компании.
На протяжении десятков лет компания находится на волне успеха и продает свои часы и автоматоны с механическими певчими птицами по всему миру, пользуясь особой популярностью в Китае. Некоторые коррективы в историю развития бренда вносит хрупкое здоровье Анри-Луи. В 1784 году, спасаясь от сурового климата Ла-Шо-де-Фона и туманного Лондона, он решает обосноваться в Женеве, куда его влечет богемная жизнь города. Вскоре к нему присоединяется Жан-Фредерик Лешо, и названные братья принимают решение открыть здесь первую часовую мануфактуру, в стенах которой будут производиться часы с усложнениями. Талант и неподдельный интерес, который компаньоны проявляют к местной общественной жизни, не остается незамеченным: жители Женевы присваивают часовщикам звания почетных граждан города и привлекают их к просветительской деятельности. По инициативе Анри-Луи, который становится членом воссозданной Академии искусств, в городе открывается учебная фабрика по производству часовых механизмов с репетиром, а также запускается ряд проектов, связанных с технологиями часового производства и защитой профессий часового сектора. Вслед за сыновьями в Женеву перебирается и Пьер Жаке-Дро, который обосновался в доме часовщика Денталя на пересечении улицы Молар и рю-дю-Рон. Именно здесь находились часовые мастерские и квартира его сына.
Со времен переезда в Женеву Jaquet-Droz & Leschot специализируется на производстве сложных часов класса люкс с упором на изготовление механических певчих птиц, продажу которых марке обеспечивают представители во Франции, Лондоне и Гуанчжоу. Однако процветать компания будет недолго. После того, как в 1790 году вексели основного партнера Jaquet-Droz & Leschot вернутся неоплаченными и разорится главный клиент марки в Лондоне, на грани разорения окажется и само семейное предприятие. Компания вынуждена прекратить партнерские отношения с Анри Майярде и закрыть лондонский филиал. И без того тяжелая ситуация осложняется уходом из жизни Пьера Жаке-Дро (1790 год). Вслед за отцом во время путешествия со своей супругой в Неаполе умирает и 39-летний Анри-Луи. Жан-Фредерик Лешо в одиночку справляется с финансовыми трудностями, свалившимися на компанию с началом Великой Французской революции и последовавших за ней военных конфликтов. Продолжая выпускать в Женеве часы, табакерки и дорогостоящих певчих птиц, Лешо начинает проводить более осторожную финансовую политику, предупреждая клиентов, что отныне работает только за наличный расчет и больше не продает часы в отдаленные страны. Однако на фоне происходящих в мире событий эти меры оказываются не слишком эффективными. Наполеоновские войны, из-за которых Франция окажется в противостоянии почти со всеми странами Европы положат конец процветанию богатой буржуазии. Введенная Наполеоном в 1806 году Континентальная блокада затруднит торговые связи с Англией, что в свою очередь практически ликвидирует рынок предметов роскоши. Так закончится период творческого расцвета и процветания компании Jaquet-Droz & Leschot.

Возрождение в составе Swatch Group

В 1989 году детище Пьера Жаке-Дро возродила компания Investcomp. На арену часового люкса Jaquet Droz вернется только в 2000 году, когда войдет в состав концерна Swatch Group.

В 2002 году на свет появятся часы Grande Seconde – модель, вдохновленная карманными часами XVIII века. Главной особенностью модели стал дизайн циферблата, выполненного в технике горячей эмали. Стрелки на циферблате были разнесены по двум отдельным секторам, которые скрещивались между собой, образуя восьмерку. Наряду с певчими птицами, этот дизайн, отсылающий ко всем известному символу бесконечности, стал визитной карточкой марки Jaquet Droz.
В 2010 году руководство компанией принимает на себя Марк А. Хайек, сменивший Николаса Г. Хайека. Тогда же Montres Jaquet Droz SA переезжает в Ла-Шо-де-Фон, где для компании построено производственное здание площадью 2500 м2.
В декабре 2012 года с разрешения Музея искусства и истории Невшателя компания впервые привезла своего Каллиграфа в Пекин. Знаменитая кукла-автоматон выставлялась в Whampoa Club в рамках экспозиции «Automates et merveilles». После того, как на глазах у изумленной публики Каллиграф вывел фразу «Jaquet Droz en Chine» («Jaquet Droz в Китае»), гости выставки могли полюбоваться старинными часами из запасников Jaquet Droz, а также моделями из последней коллекции бренда.

Свое 275-летие Jaquet Droz с присущим основателю дома новаторством. Компания открыла в Шанхае уникальную передвижную выставку, в рамках которой публике была представлена модель Charming Bird – первый автоматон с певчей птицей, реализованный в наручных часах. Два года спустя новая версия этой модели удостоится Женевского гран-при часового искусства в категории «Исключительная механика».
Еще одно механическое чудо, выпущенное под маркой Jaquet Droz – автоматон The Signing Machine, впервые представленный в 2014 году. Эта машина способна воспроизводить подпись своего владельца, благодаря механизму с кулачковой системой. Чтобы механизм предельно точно имитировал человеческую манеру письма, каждый кулачок в системе был изготовлен вручную.
Кристиан Латтманн в часах Jaquet Droz Tropical Bird RepeaterКристиан Латтманн в часах Jaquet Droz Tropical Bird Repeater
С 2016 года домом Jaquet Droz руководит Кристиан Латтманн. В часовом секторе господин Латтманн занят с 1989 года. В 2002 году, успев поработать с такими компаниями, как Longines и Omega, Кристиан Латтманн присоединяется к Breguet и уже через 4 года становится вице-президентом бренда. С 2009 года, параллельно с работой в Breguet, входит в координационный (руководящий) комитет Jaquet Droz, а с 2012 года исполняет обязанности вице-президента марки.

По мнению Кристиана Латтманна самыми сложными часами Jaquet Droz на сегодняшний день является модель Tropical Bird Repeater. И с ним сложно поспорить. На циферблате этой модели представлено сразу 7 анимированных элементов, благодаря которым на часах оживает картинка райского сада. Тут можно увидеть и роскошного павлина, и царственного леопарда и крикливого попугая и кроху-колибри. При нажатии на специальную кнопку все они приходят в движение: павлин распускает хвост, а колибри машет крылышками со скоростью 40 взмахов в секунду. И хотя реальный колибри делает это в 2 раза быстрее, никто ранее не представлял на своих часах ничего подобного.
Рейтинг@Mail.ru